суббота 24 Июня 07:21
16+
Подать объявление

ЦЕНТРальный вопрос

Эксперты высказались в пользу платных парковок

 

В крупных городах России – Казани, Екатеринбурге, Красноярске и ряде других мегаполисов, активно используются платные парковки. В большинстве случаев эта мера продиктована временем: платные парковки позволяют разгрузить центр, снизить трафик и освободить дороги для беспрепятственного движения общественного транспорта и машин спецслужб, время для которых без преувеличения может стоить жизни людей.

 

Автомобилизация растет

По данным аналитического агентства «Автостат», в середине прошлого года на каждую тысячу жителей Новосибирской области приходилось 276 автомобилей. Для сравнения: в 2016 году на каждую тысячу жителей Красноярского края – 289 авто, Свердловской области – 281, Кемеровской – 234, республики Татарстан – 307. Каждый год количество транспорта в крупных городах растет. Заторы становятся неизбежным злом всех мегаполисов. Например, сегодня в Новосибирске, чтобы доехать в час пик с Родников до центра города на личном автомобиле, нужно потратить час-полтора и энное количество здоровья. Еще больше времени и нервов стоит припарковаться в районе Красного проспекта или улицы Ленина. Законопослушные автомобилисты могут часами кружить в поисках подходящего места. Те, кто не боится попасть в лапы эвакуаторов, ставят машины как попало: у обочин, на тротуарах, на местах для инвалидов. Припаркованные на скорую руку авто мы видим из окна нашей редакции, которая находится в центре города. «Брошенные» машины мешают пешеходам, другим участникам дорожного движения и уборке улиц. Отсюда образование пробок и рост недовольства граждан.

«Мы хотим жить спокойно»

Наталья Соломина живет в центре. К выбору местожительства подходила осознанно. «Хотела жить недалеко от работы, чтобы не тратить много времени на дорогу. Переехали. Один автомобиль продали, так как отпала в нем необходимость. Теперь транспорт есть только у мужа. А вместе с машиной и проблема – где припарковаться. Этот вопрос встает перед нами, когда мы везем ребенка в поликлинику или возвращаемся домой с работы. В нашем дворе оставляют авто все кому не лень, к примеру те, кто работает в близлежащих офисах или приехал в центр за покупками. Зимой паркуются вообще беспорядочно – и на газонах, и на тротуарах, даже на детских площадках умудряются встать».
Жители домов, которые находятся в подобной ситуации, борются с разрушением своего пространства всеми доступными методами. «Зачем мириться с теми, кто отравляет нашу жизнь выхлопными газами?» – спрашивает Елена Николаева. Она жалуется на банк, который расположен по соседству с ее домом. «Работники банка и их клиенты постоянно ставят машины прямо у нас под окнами. Невозможно квартиру проветрить, выхлопные газы сразу идут к нам, дышать нечем». Выходом из сложившейся ситуации жители центра видят создание специальных парковок. Придерживается подобного мнения и доцент кафедры электротехнических комплексов Новосибирского государственного технического университета Михаил Никулин, который ратует за то, чтобы снизить трафик движения в центре города и избавить его от долго стоящего транспорта. «Однозначно, внедрение платных парковок скажется позитивно на увеличении пропускной способности дорог, – отмечает эксперт. – Людей, которые пользуются автомобилем регулярно, – 20%, оставшиеся 80% ездят на общественном транспорте. Если говорить об экологии, то эти 80% не загрязняют окружающую среду и не занимают пространство городской земли. А 20% это делают, но за это не платят. Это несправедливо. В развитых странах давно приняты стандарты распределения затрат – за загрязнение воздуха и за занимание городского пространства. Эти деньги должны целенаправленно идти на экологические программы и развитие системы общественного транспорта. Так делается в цивилизованных городах мира. Мы к этому неизбежно придем, и чем раньше, тем лучше. Перехватывающие парковки, развитие системы общественного транспорта, выделение полос на магистралях для общественного транспорта и внедрение зон платной парковки – мероприятия, которые должны реализовываться параллельно, чтобы люди не ехали в центр на авто. Те же, кто приезжает в центр города на личном автомобиле и там паркуется, должны за это платить».

 

Опыт соседей

В Казани система платных парковок действует с апреля 2015 года. За два года работы идея в городе прижилась настолько, что в час пик там занято до 90% платных мест. Автовладельцы отмечают, что лучше оплатить 50 рублей за час и спокойно заниматься своими делами, чем искать потом машину на штрафстоянке. Кроме того на территории платных парковок в столице Татарстана действуют бесплатные 15 минут. Этого времени хватает, чтобы, например, высадить пассажира. В планах соседей увеличить количество платных парковочных мест в три раза. Руководитель Новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков считает, что заниматься внедрением платных машиномест в нашем городе необходимо, учитывая опыт других городов. «Нужно изучить как положительные, так и отрицательные моменты. Так мы сможем избежать ошибок. К примеру, в Красноярске не все парковочные места были согласованы с ГИБДД, в конфликт вмешалась прокуратура, и часть парковок была объявлена незаконной для сбора средств. В Москве власти резко подняли тарифы и против этого сегодня выступают автомобилисты. В Екатеринбурге минус системы в ее неконтролируемости. Там сэкономили на средствах видеофиксации, и не все автолюбители честно платят за парковку. Кроме того, в Екатеринбурге водители жалуются на ограниченный инструментарий оплаты парковки. Все это необходимо учесть. Наконец, можно привести положительный пример Казани, где платными парковками занимается не частник, а муниципальное предприятие. Плюсы налицо – все собранные средства остаются в бюджете города. Параллельно с развитием платных парковок должны строиться перехватывающие парковки, такие как на площади Маркса. Еще один момент – стабильная работа комфортабельного общественного транспорта. Чтобы у людей был выбор. Ведь большинство парковочных мест в центре занято работниками офисов, банков и госучреждений, оставляющими свои автомобили с утра до вечера, на весь рабочий день. Очень важно пересмотреть организацию дорожного движения в центре города. Долгое время здесь ничего не
меняется. Некоторые потоки сегодня идут совершенно иначе, чем в 80-е годы».

 

В центр за умеренную плату

Проверить скорость движения на ключевых магистралях города мы решили, воспользовавшись сервисом «Яндекс.Пробки». В течение рабочей недели в утренние часы наш корреспондент наблюдал за картой с экрана монитора. Согласно данным сервиса, на многих направлениях скорость не превышала 7-15 км/ч. «Дорожная инфраструктура устарела, транспорта много, а дорог не прибавляется, – поясняет начальник ГИБДД Новосибирска Евгений Маслюк. – Ежегодно город прирастает на 30 тысяч автомобилей. В настоящее время в Новосибирске около 700 тысяч единиц техники, то есть у каждого второго жителя нашего города есть автомобиль. Дорожная сеть на такую интенсивность движения не рассчитана. Проблема есть и ее одним днем не решишь. Конечно, городу нужны парковки. Не важно – платные они будут или бесплатные. Главное обеспечить безопасность дорожного движения». Свое мнение по поводу освобождения центра города от машин высказал руководитель проекта «Привет, велосипед!» Алексей Куницин. Он отмечает, что практика внедрения платной парковки приводит к тому, что трафик движения снижается где-то на 20-30%, происходит сокращение числа автомобилей, используемых в личных целях. «В целом это хорошая штука. Это не самый жесткий метод, который может быть использован. К примеру, в Сингапуре или Японии такие транспортные налоги и сложности с приобретением автомобиля, что оплата парковки – это мелочи. При комплексном подходе – сокращении количества парковочных карманов, наличии обустроенных мест, внедрении системы штрафов для тех, кто паркует машину неправильно, это поможет освободить тротуары и даст бонус пешеходам и велосипедистам. Если рассматривать частности, то у меня несколько вопросов. Не станут ли все парковки в центре платными? Не приведет ли это к легализации незаконной парковки, скажем, на тротуарах, и в итоге мы потеряем часть пешеходных пространств? Уже сейчас в центре есть платные парковки, например, возле Дома Быта. И только в последнее время она начала заполняться машинами, а до этого была непопулярна. Потенциал есть – парковки в бизнес-центрах, правда, они ориентированы на сотрудников и наполовину пустуют. Если они будут принимать приезжих и введут почасовую оплату, то удалось бы избавиться от части машин в центре города». Сегодня идею приезда автомобилей в центр на непродолжительное время за умеренную плату поддерживают депутаты, общественники и эксперты. Стоянки на длительное время, по их мнению, должны быть организованы на так называемых перехватывающих парковках на периферии. Услуга справедливая, продиктована временем и реализована во многих городах России.

 

Олеся Булыга

 

comments powered by HyperComments