среда 22 Ноября 19:33
16+
Подать объявление

Развитие ребенка

Большинство теорий психоанализа сводятся к тому, что психологические проблемы взрослого человека берут свое начало в детстве. Что нам, родителям, нужно знать, чтобы помочь ребенку пройти этапы психологического развития и выстроить гармоничные отношения в будущем? Об этом мы поговорили с врачом-психиатром, психотерапевтом, психоаналитиком, аддиктологом, ведущей школы «Психологическое просвещение» Ириной Голгофской.

 

-Ирина Геннадьевна, расскажите об этапах психологического развития.

- Все специалисты из области глубинной психологии сходятся к одному: детство четко делится на четыре этапа. Первый – отношения с мамой, в основе которого безусловная любовь принятия. На этом этапе формируется базовое доверие к миру.

В три года наступает точка сепарации – ребенок отделяется от матери через фигуру отца, переходит на «мужскую» сторону дома. Начинается этап социализации.

Второй – отношения с отцом. Отцовской фигурой может быть дедушка, тренеры, учителя, киногерои, серый волк из «Красной шапочки», социальные фигуры, которые ограничивают инстинкты ребенка. В отношения вступает папа, идет овладение агрессией, появляются слова «нет», «я», «сам». Важно не давить и не забивать ребенка, а позволить ему научиться говорить нет, отстаивать свое, проявлять агрессию таким образом.

С трех до шести лет наступает фаза идентификации со своим полом. Ребенок находится в эдиповом комплексе. Дочь тянется к отцу, мать тянется к сыну. Дети гонят агрессию к родителю своего пола. Этот сложный этап, который надо «правильно» пережить.

И если ребенок, благодаря адекватному, правильному поведению своих родителей выходит из этой фазы с абсолютной идентификацией: я - мальчик, или я - девочка, – жизнь удалась.

В 6-7 лет наступает фаза неминуемого одиночества. Ребенок внутрипсихически ощущает, что его уже так не любят как раньше. Нравоучений и ограничений все больше. Мама занята братиком, сестренкой, социумом, заводом. В этот период просто необходимо ребенка отдавать в учебу, спорт, танцы, шахматы. Пусть выберет то, что по душе! Это процесс сублимации.

 

- Детский сад для ребенка – это польза или зло? В каком возрасте ребенок готов посещать детские учреждения?

- Мое мнение – до трех лет нужно держать ребенка на лоне семьи: на даче, в огороде, в Таиланде. После трех лет можно знакомить ребенка с социумом. У садиков есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, ребенок станет более адаптивным, с другой – подцепит больше неврозов. Идеальный возраст для посещения детского сада – 5 лет. Ребенок уже скучает по социуму, ему хочется идти в коллектив.

 

- А как быть со школой? Есть мнение, что в 6 лет - рано, а в 7 - уже скучно.

- В 6 лет ребенок еще очень домашний, весь в пылу страстей: любви, агрессии. Хорошие классные звездочки могут потухнуть. В школу нужно отдавать ребенка как можно позже. 7 лет – подходящий возраст.

 

- Сегодня большой выбор программ для раннего развития, кружков и секций. Когда начинать?

- Кружки с рождения – это не раннее развитие, это раннее убивание ребенка. В два года надо говорить с ребенком, чем отличается тополь от кедра, гриб от червяка. Так воспитывали детей всегда. Двух-трехлетних детей вводили в мир, им рассказывали про растения, животных, птичек, рыбок. Это должно быть развитие, а не как у нас «палочку не бери, землю не копай, два плюс два складывай». С цифрами отношения не строятся. Если нет отношений – будет куча психосоматики. Сначала ребенок должен освоить биологию, потом коллектив. Ребенок сам потянется к абстрактному миру, когда появится желание идти дальше.

Человек рождается, живет и умирает только в человеческих отношениях. Мы живем во время, когда человеческие отношения «болеют»: мы предпочитаем неживые объекты живым.

Что касается спорта, то ребенка нужно отдавать туда с полутора лет. Мышечная разрядка нужна обязательно. Спорт хорошо дисциплинирует психику.

 

- Что делать, если ребенок не может влиться в детский коллектив?

- В лучшем случае это то, что Юнг называл «интроверсия» - замкнутость в себя. Ребенок сидит лепит сам с собой, ему детское стадо не нужно. Это тоже следствие, к примеру, ребенок воспитывается у интровертированной бабушки. У каждого есть зачатки и экстраверсии и интроверсии. Что родители педалируют, то и получат.

Если ребенок тянется к аутизму, и у него нет отношений, нужно делать два шага назад, идти в лес и вступать в отношения с природой. Нормальные родители это чувствуют интуитивно, идут с ребенком в огород, на рыбалку и объясняют мир природы.

 

 

Олеся Булыга

comments powered by HyperComments