четверг 18 Октября 14:26
16+
Подать объявление

Константин Хабенский: «Подвиг, который мы не забудем»

Константин Хабенский стал режиссером военной драмы «Собибор», которая стартовала в российских кинотеатрах 3 мая. Сильная и тяжелая кинолента о войне потрясла первых зрителей до глубины души.

 

Самое громкое молчание

Польша. 1943 год. В концлагере «Собибор» советский офицер Александр Печерский организовал восстание, чтобы спасти сотни ни в чем неповинных душ. Это было единственное успешное восстание в нацистском лагере смерти, и именно его экранизировал Хабенский.

Роль отважного Печерского Хабенский взял на себя. Но режиссер утверждает, что главный герой — вовсе не Печерский, а сам концлагерь «Собибор». Он нарочно уделял биографии и историям людей мало внимания, чтобы сделать акцент на более важных моментах. Хабенский ставил перед собой задачу показать чувства, эмоции, ощущения, всю гамму внутреннего хаоса, который творился в душах узников лагерей смерти. Показать, какая сила появляется в человеке, которому есть за что бороться, даже если он снова и снова проигрывает борьбу. Показать тяжесть груза, который вынужден нести на себе участник войны, зная, что за ее пределами ждет самое дорогое, важное и необходимое.

Ничего, кроме глубокого сопереживания, зритель почувствовать не должен. По словам режиссера и исполнителя главной роли, после просмотра люди выходили из зала молча, и это для него — главная награда.

Первыми кино увидели поляки. Для Хабенского их реакция была, пожалуй, важнее остальных, и он услышал то, что хотел: «Спасибо за честное кино».

 

Люди о людях

В «Собиборе» появилась и актриса Мария Кожевникова, для которой это не первый фильм о войне. Образ Аллочки из «Универа» рассеялся сразу после премьеры киноленты «Батальонъ», где актриса открылась совершенно с другой стороны. Чего стоит только отказ от роскошной шевелюры ради роли! В соцсетях Кожевникова написала: «Для меня нет ничего ценнее человеческой жизни, и разделять ее на язык, цвет кожи, возраст я не буду! Именно об этом наше кино». Хабенский работой актрисы доволен и признается, что она очень убедительна в этом фильме, несмотря на незначительное число реплик.

У «Собибора» есть и связь с заморскими странами. Во-первых, его отчаянно пытаются сравнивать с голливудской картиной 1987 года «Побег из Собибора», но Хабенский говорит, что там – «другое кино, больше экшн и детектив».

Во-вторых, на роль начальника концлагеря был приглашен Кристофер Ламберт — известный французский и американский актер. По признанию самого режиссера, к Ламберту нужен был особый подход, и он его нашел. Оба актера — и Ламберт, и Хабенский — изучали и практикуют систему Станиславского, поэтому найти общий язык не составило большого труда. Тем не менее, споры возникали, и именно учение Станиславского их разрешало.

Больше всего, конечно, журналистов интересует Печерский: как ему удалось воплотить задумку и довести дело до конца? Хабенский в одном из интервью дал очень подробный ответ: «Для меня огромная фантастическая загадка, как в тех условиях, в том вавилонском многоязычии так сошлись звезды, энергетика Печерского, его магнетизм, его сумасшедшее желание вытащить людей, что он сумел это осуществить. Видимо, люди были уже настолько доведены и прижаты к той черте, из-за которой не возвращаются, что были готовы совершить такое дерзкое восстание голыми руками, зубами, всем чем угодно, ради спасения своей жизни».

 

О самом главном

Для Константина Хабенского важнее всего не похвала, не то, что его назовут хорошим режиссером, а люди, которых фильм не оставит равнодушным. Он внимательно следит за реакцией зрителей, слушает отзывы и читает рецензии.

На вопросы о том, будет ли Хабенский браться за другие фильмы, он отвечает неохотно. Поживем — увидим. Но вот про свой первый режиссерский опыт Константин рассказывает откровенно: «Мне кажется, я жесткий руководитель с точки зрения организации процесса и дисциплины, создания творческой атмосферы, а всё остальное… Я не считаю, что я умнее и лучше других. Считаю, что у меня есть какой-то вектор фантазии, которым  я делюсь с коллегами. И если мой вектор с их настроением совпадает, это радостно, если не совпадает, у меня хватает терпения услышать и понять наш электорат, для того чтобы прийти к единому мнению».

Сроки кинопроизводства, по словам Хабенского, были сжаты, но он подходил к работе со всей ответственностью. Время съемок иногда достигало 18-20 часов в сутки! Режиссер уделял огромное внимание мелочам и деталям, которые, как крупинки, собрались в единое настроение. Например, ребята, которые занимались музыкальным оформлением, должны были справиться с задачей сделать так, чтобы по скрипу сапог начальника концлагеря было понятно, о чем он думает.

Хабенский в одном интервью поведал и о двух вещах, которых старался избежать: «Менторского такого какого-то преподнесения истории, потому что о человеческих страданиях рассказывать людям лекции — это безжалостно и не профессионально. И второе: очень важно избежать, мне кажется, перегиба, так называемого удара ниже пояса, когда там показывается огромное количество тел, крови и так далее».

Кроме того, что Константин попробовал себя в роли режиссера, он многому научился у «Собибора» — об этом он рассказал в другом интервью. «Во-первых, мне хотелось бы верить, что в любых обстоятельствах, в любой ситуации всегда найдется хотя бы один человек — просто надо его услышать, — который заставит других поверить в то, что они тоже люди. А второе — это то, что в подобных, мягко говоря, заведениях никогда не родится светлый, положительный герой. Если и родится герой, то это будет герой-мститель. А герой-мститель, скажем так, уже испачкан кровью. Я попытался вложить в содержание свое понимание и свои открытия. А считают эти моменты зрители или нет, это уже другой вопрос».

comments powered by HyperComments