понедельник 17 Декабря 16:54
16+
Подать объявление

Знай свои права!

Мы являемся потребителями различных услуг: приобретаем товары в магазинах, пользуемся общественным транспортом, стрижемся в парикмахерской и лечим зубы у стоматолога. Чтобы не стать жертвой некачественно оказанной услуги или недобросовестных продавцов необходимо знать свои права.

На вопросы наших читателей отвечает главный специалист отдела по защите прав потребителей Департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска Светлана Собко.

 

- Как быть, если летом купил зимнюю обувь, а зимой надел, и она развалилась. Можно ли вернуть?

- Потребитель приобрел сезонный товар, на который гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Зимний сезон в Новосибирской области начинается с 1 ноября и заканчивается 31 марта.

Если недостаток в обуви потребителем был обнаружен в период гарантийного срока, то ему необходимо обратиться в магазин с требованием о расторжении договора купли-продажи. В свою очередь продавец обязан принять обувь от потребителя и провести проверку качества товара. Продавец несет ответственность только за дефекты производственного характера. Недостатки, возникшие по причинам – неправильная эксплуатация, ненадлежащий уход, хранение, механические повреждения – те причины, за которые продавец не отвечает.

Если установленный продавцом гарантийный срок истек, либо он не был установлен, то потребитель по окончании гарантийного срока либо в пределах двух лет вправе потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств, если самостоятельно докажет, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. То есть потребитель должен самостоятельно провести проверку качества в экспертном учреждении, в результате которой будут обнаружены дефекты производственного характера. При этом убытки, понесенные на проведение экспертизы, подлежат возмещению в полном объеме.

 

- Имеют ли право требовать в залог документы, когда берешь напрокат коньки?

- Согласно действующему законодательству частные компании, занимающиеся прокатом велосипедов или коньков не вправе требовать паспорт потребителя в залог, поскольку в соответствии с п. 22 Постановления Правительства РФ №828 от 08.07.1997 изъятие у гражданина паспорта запрещено, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством. Изымать паспорт на основании ФЗ №114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» могут госорганы (суд, следственный комитет, МВД, таможенники, пограничники, посольства или консульства) по тем основаниям, которые предусмотрены законом (например, при ограничении выезда из РФ). За принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог, установлен штраф по ст.19.17 КоАП РФ.

 

- Купили в магазине просроченный продукт. Чек есть, забирать товар обратно магазин отказывается. Куда обращаться?

- Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», каждый покупатель имеет право на приобретение безопасного для жизни и здоровья товара. Продавцы, реализующие товары с истекшим сроком годности, нарушают основные требования вышеуказанного закона, а также других Федеральных законов, санитарных правил и норм. Продукция с истекшим сроком годности является некачественной и даже опасной, представляющей угрозу здоровью и жизни человека, и не должна подлежать реализации. Некачественные пищевые продукты должны быть изъяты из оборота. В случае обнаружения просроченного продукта уже дома, потребитель имеет право вернуть его в магазин и потребовать возврат денег, либо замену товара (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).

Если потребителю было отказано в удовлетворении заявленного им требования, то он вправе обратиться в контрольно-надзорный орган - Управление Роспотребнадзора по НСО и в судебный орган.

 

- Через интернет-магазин приобрел товар, который оказался неисправным. Можно ли вернуть или обменять такой товар, и в какие сроки?

- Данный вид продажи является дистанционным и регулируется ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товара дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612. При обнаружении в товаре недостатка, который был приобретен через интернет-магазин потребителю необходимо в адрес продавца направить претензию, в которой может выдвинуть одно из двух требований: замену товара на товар надлежащего качества и расторжение договора купли-продажи.

При предъявлении требования о замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

 

- В магазине связи отказались предоставить подменный телефон на период проверки неисправного телефона, находящегося на гарантии. Правомерно ли это?

- Нет, не правомерно, поскольку в отношении товаров длительного пользования продавец обязан при предъявлении потребителем требования на предоставление подменного товара в трехдневный срок безвозмездно предоставить его на период ремонта, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет (п.2 ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

 

- При окрашивании в парикмахерской получила ожог кожи. Парикмахер объясняет это индивидуальной реакцией и отказывается компенсировать нанесенный вред здоровью. Что в таких случаях нужно делать?

- Данный вид услуг регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания населения в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1025. Согласно п. 21 Правил при химической завивке и окраске волос лицо, оказывающее услугу, обязано сделать потребителю биологическую пробу на чувствительность.

Потребителю необходимо обратиться по месту жительства к соответствующему врачу для фиксации ожога и получения медицинского документа. После этого направить в адрес исполнителя услуг претензию, в которой потребовать вернуть стоимость некачественной (не безопасной) услуги, возместить убытки, связанные с лечением после полученного ожога.

 

- Купилась на тв-рекламу и приобрела биодобавку. Позже поняла, что зря потратила деньги. Упаковка целая. Можно ли вернуть?

- Биологически активные добавки (БАД) по товарной номенклатуре приравниваются к продуктам питания. В соответствии с действующим законодательством вернуть БАДы потому, что потребитель передумал, нельзя, такая группа товаров возвращается продавцу, только если товар ненадлежащего качества или потребителю не была предоставлена надлежащая информация о товаре.

 

- Некачественно поставили пластиковое окно, запотевает, «плачет», куда обращаться?

- При обнаружении недостатков выполненной работы по установке окон потребитель на основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» вправе обратится с претензией к исполнителю работ и по своему выбору выдвинуть одно из требований: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Необходимо составить письменную претензию в адрес исполнителя услуг, в которой изложить свое требование. Претензия составляется в двух экземплярах. Один экземпляр вручается представителю организации, на экземпляре потребителя ставится отметка о том, кто и когда принял, ставится дата и подпись.

Направить претензию можно, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы.

 

- Забрали телефон после гарантийного ремонта (45 дней). Он по-прежнему не работает. В магазине предлагают его снова сдать в ремонт. Ожидание составит около 45 дней. Могу ли я требовать замену на новый телефон в таком случае?

- Данный товар относится к технически сложным товарам. Согласно действующему законодательству по защите прав потребителей в отношении технически сложного товара, потребитель в случае обнаружения в нем существенного недостатка, то есть неустранимого недостатка или который проявляется вновь после его устранения, вправе потребовать замену такого товара на товар надлежащего качества на основании п.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Необходимо потребителю предъявить в адрес продавца претензию, в которой выдвинуть указанное требование. В обоснование своего требования к претензии приложить акт выполненных работ, полученный в сервисном центре.

 

- В платной клинике сделала анализ и получила назначения по результатам обследования. Позже выяснилось, что анализ был сделан с нарушениями. Могу ли я вернуть деньги за анализ и потраченные средства на лекарства?

- Если в платной клинике потребителю медицинская услуга была оказана ненадлежащим образом, то он вправе согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного повторного исполнения услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Надзор за данной деятельностью осуществляет Министерство здравоохранения по Новосибирской области и Управление Росздравнадзора по НСО.

 

- Интернет-провайдер не предоставляет оплаченные услуги в полном объеме. Вечерами скорость резко падает. Бывают дни, когда интернет совсем отсутствует. Как оформить претензию?

- Если интернет-провайдер оказывает потребителю услугу ненадлежащего качества или с существенным отступлением от условий договора, то потребитель вправе обратиться к исполнителю услуг с письменной претензией, в которой на основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребовать безвозмездного устранения недостатков оказываемой услуги. Если будет установлено, что услуга оказывалась ненадлежащим образом, то в последующем потребитель вправе потребовать перерасчет за период, в течение которого он получал некачественную услугу.

Необходимо составить письменную претензию в адрес исполнителя услуг, в которой изложить свое требование. Претензия составляется в двух экземплярах. Один экземпляр вручается представителю организации, на экземпляре потребителя ставится отметка о том, кто и когда принял, ставится дата и подпись.

comments powered by HyperComments