пятница 6 Декабря 16:20
16+
Подать объявление

Зарядка для памяти

Человеческий мозг наделен уникальным свойством, которое называется нейропластичность. По-простому, это способность к изменению, самообучению, развитию. То есть, чем больше человек тренирует свой мозг, тем лучше он развивается. Это наблюдение сделали еще в древности. Цицерон говорил: «Память слабеет, если ее не упражнять». Головной мозг – основа нашей памяти. Развивать ее лучше всего с самого детства. Как улучшить способность к запоминанию и можно ли память разработать, как мышцу мы попросили рассказать преподавателя детского развивающего центра «Я - Гений!» Оксану Вадолага.

 

- Оксана Олеговна, мы знаем множество способов для развития памяти у ребенка. Это чтение, заучивание стихов, настольные игры, занятия математикой и музыкой. Сегодня появились новые методики развития памяти, такие как ментальная арифметика, мнемотехника и скорочтение. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

- Ментальная арифметика – это уникальная методика развития умственных способностей детей. Во время занятий ментальной арифметикой ребенок одновременно производит работу двумя руками (считает на счетах-абакусе), что также одновременно развивает оба полушария мозга. Известно, что если работать правой рукой, то развивается только левое полушарие мозга, соответственно и наоборот. Когда происходит мощная работа сразу обоих полушарий, ребенок всесторонне развивается. Ментальный счет – представление воображаемого абакуса в голове и движения косточек на нем. Во время занятий ребенок запоминает различные комбинации на счетах, как картинки. После любого арифметического действия и перед тем, как посчитать конечный результат, он начинает моментально фиксировать в памяти каждое изображение, созданное с помощью воображаемого абакуса. Продолжительное использование данной техники тренировки улучшает способность к фотографической памяти.

В скорочтении также есть специальные упражнения по развитию памяти. Например, запоминание матриц с картинками или цифрами. Ребенок сначала перерисовывает пустые клетки (матрицы), потом запоминает и записывает, что где находилось. Начинать нужно с простых матриц, постепенно усложняя задачи. К примеру, можно использовать для тренировки такие картинки:

В школе на устных предметах необходимо уметь пересказывать прочитанное. Тренировать память поможет упражнение на запоминание предложений. Взрослый читает текст по абзацам два раза, ребенок повторяет.

Еще один способ развития памяти – мнемотехника – искусство запоминания, которое использует, как инструмент, метод ассоциаций или визуализации – яркое представление того, что нужно запомнить, его «оживление».

 

- Я помню детский стих для запоминания цветов радуги: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. В нем первая буква каждого слова совпадает с буквой цвета радуги. И еще из школы: биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Получается, что все мы немного знакомы с мнемотехникой. Оксана Олеговна, значит память тесно связана с воображением?

-Да, конечно. В ментальной арифметике представляется абакус, и как я уже говорила, различные комбинации на нем. В скорочтении также, чтобы запомнить что-то, лучше всего это представлять в своем воображении.

 

- Память можно разработать, как мышцу?

- Да, если делать упражнения на развитие памяти, заниматься ментальной арифметикой, скорочтением, мнемотехникой и другими методами.

 

- Посоветуйте пару упражнений, чтобы родители могли потренироваться дома с детьми.

- Самое простое – дать ребенку любую игрушку для запоминания, потом ее нужно спрятать, а ребенок пусть расскажет, что запомнил. Важна каждая деталь, чем подробнее будет описание, тем лучше.

Можно взять несколько небольших предметов, разложить их перед ребенком, когда малыш закроет глаза, убрать один-два предмета, а ребенок должен сказать, чего не хватает. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество предметов.

 

Память бывает нескольких видов: зрительная (или фотографическая), ассоциативная, слуховая, двигательная, универсальная, обонятельная, осязательная. Информация запоминается быстрее и лучше, когда задействованы сразу несколько видов памяти. Поэтому в современных методах обучения используют игры, просмотр видео и прослушивание аудиозаписей, двигательную активность.

 

Олеся Булыга

comments powered by HyperComments